РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННЫХ
Основные безусловные рефлексы грудного ребенка разделяют на две группы:
1. сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами ствола(оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы);
2. надсегментарные позотонические автоматизмы, обеспечивающие регуляцию мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы они регулируются центрами продолговатого и среднего мозга).
К оральным сегментарным автоматизмам относятся: сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротовой рефлексы.
Сосательный рефлекс. При введении указательного пальца в рот на 3 - 4 см ребенок делает ритмичные сосательные движения.
Поисковый рефлекс. При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя.
Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова (поиск соска). Этот рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Поисковый рефлекс угасает с 3 - 4 мес.
Хоботковый рефлекс. Быстрый удар пальцем по губам вызывает выпячивание губ вперед. Сохраняется до 2 - 3 мес.
Ладонно-ротовой рефлекс. При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, происходят открывание рта и сгибание головки (захват ручкой груди матери и попытка найти ртом сосок). Угасает после 2 мес. и исчезает к 3 мес. (к этому времени хорошо работает зрительный анализатор и данный автоматизм уже не нужен).
К спинальным двигательным автоматизмам относятся: хватательный рефлекс, защитный рефлекс новорожденного, рефлексы Моро, опоры, автоматической походки, ползания, Таланта, Переса. Рассмотрим некоторые из них.
- хватательный рефлекс. Если поместить на ладони новорожденного свои указательные пальцы, происходит сгибание всех пальцев ребенка и охватывание пальцев взрослого (нащупать мать и ухватиться за нее). В некоторых случаях ребенок так сильно сжимает пальчики, что его можно приподнять (рефлекс Робинзона). Хватательный рефлекс отмечается до 3 - 4 мес.;
- рефлекс ползания. В положении лежа на животе ребенок приподнимает голову на несколько секунд и поворачивает ее вправо и влево, производя при этом ползающие движения (поиск матери и соска). При надавливании ладонью на подошвы отталкивание усиливается, и в движение включаются руки. Рефлекс угасает после 4 мес.
Надсегментарные позотонические автоматизмы являются более сложными и служат для постепенной вертикализации ребенка.
Таким образом, рассмотрев перечисленные рефлексы новорожденных, можно сделать вывод, что большинство из них направлены на поиск маминой груди, соска, умение сосать и удерживаться рядом с матерью.
ПОВЕДЕНИЕ У ГРУДИ МАТЕРИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Нервно-психическое и моторное развитие грудничка тесно взаимосвязаны и имеют непосредственное влияние друг на друга. Задержка моторного развития может привести к задержке психического развития, так как ограничивает возможность восприятия окружающего мира.
Ниже приведем краткую схему нервно-психического развития и развития двигательных навыков у детей до 1 года.
Первый месяц. Мышечный тонус несколько повышен, преобладает флексорная гипертония мышц. Ручки приведены к туловищу, пальцы сжаты в кулачок. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах и немного разведены. В положении лежа на спине и животе малыш поворачивает голову в сторону, чаще к источнику света. В положении лежа на животе поднимает головку на 1-2 секунды. Жмурится при ярком свете. На громкий звук реагирует общей двигательной активностью. Фиксирует взгляд на предмете, в течение 5-7 секунд прослеживает, но с опозданием.
Первый месяц малыша - обучающий его и маму кормлению грудью. Ребенок учится правильно брать грудь и сосать, а мама - правильно ее давать. Лактация к концу первого месяца полностью приспосабливается к потребностям малыша. Поэтому в этот период нельзя вмешиваться в процесс естественного вскармливания, искусственно регулировать частоту и длительность прикладываний, докармливать или допаивать младенца. Очень опасно применение пустышки, т.к. при ее сосании формируется бутылочное сосание, неэффективное для стимуляции лактации.
Количество прикладываний ребенка к груди в течение первого месяца желательно не менее 12. Малыш много спит и поэтому нуждается в сосании во время сна. Другими словами - основную часть времени ребенок проводит у груди матери.
Два месяца. Нарастает объем активных движений. Малыш периодически разжимает кулачки и отводит руки в стороны, поднимает их вверх. В положении лежа на животе удерживает головку более длительное время. Начинает удерживать голову в вертикальном положении на руках у взрослых, но она еще "болтается". При купании производит плавательные движения. Это самый подходящий период для обучения плаванию ( см. на сайте Доктор Знайка видео урок по обучению плаванию) в большой ванне (проныривания нежелательны). Хорошо фиксирует взгляд и прослеживает за движущимся предметом. Фиксация взора наблюдается не только в положении лежа на спине, но и на животе и в вертикальном положении. При ласковом обращении ребенок улыбается, гулит. Начинает воспроизводить отдельные гласные звуки.
Мама прикладывает малыша к груди по каждому требованию, частота прикладываний к груди - не менее 12 в сутки. К этому сроку ребенок уже хорошо умеет брать грудь, и маме остается выбрать удобную позу для кормления и поддержать грудь в то время, когда малыш захватывает ее. Желательно, чтобы он засыпал и просыпался у груди.
Продолжительность кормления грудью может быть разной - от 3 минут до полутора часов, в зависимости от желаний младенца.
Если в течение дня ребенок не испытывает неудовлетворенности в сосании материнской груди, то количество ночных кормлений будет не более 2-3. Если же в дневное время мама ограничивает время нахождения малыша у груди, или не дает грудь по каждому требованию, то ночью он будет восполнять потребность в сосании и просить грудь каждые час - полтора.
Три месяца. Увеличивается объем движений в конечностях, особенно в плечевых суставах. Малыш поднимает руки вверх, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот. Хорошо держит голову в вертикальном положении. В положении на животе приподнимает туловище, опираясь на предплечья. Поворачивается со спины на бок. При попытке поднять его за ручки из положения на спине сгибает голову. Выражен комплекс "оживления" при общении с близкими людьми. Улавливает заинтересовавшие его неподвижные предметы и пристально на них смотрит, поворачивает голову на голос мамы, пытается рассмотреть игрушку в своей руке. Улыбается, иногда смеется. Гулит, дольше тянет гласные звуки. При виде груди малыш оживляется и готовится к кормлению.
Количество кормлений к трем месяцам несколько уменьшается, теперь их 8 -12. Малыш начинает обследовать материнскую грудь трогая ее или стуча по ней ручками.
Четыре месяца. Движения в ручках и ножках более дифференцированы, ребенок тянется к игрушке и схватывает ее. Активно и часто поворачивается со спины на бок. При потягивании за руки садится и сидит с поддержкой. В положении лежа на животе опирается на предплечья под прямым углом и приподнимает верхнюю часть туловища. При вертикальном положении начинает выпрямлять ножки. Поворачивает голову на звук. Улыбается, смеется, издает громкие звуки, более четко воспроизводит гласные.
С этого возраста малыши начинают отвлекаться во время сосания на посторонние звуки. Мамам это приносит довольно много переживаний, т.к. они боятся, что в этот момент молочко вытекает из груди и его останется мало для кормления, или воспринимают такое поведение как отказ от груди. Эти страхи беспочвенны, маме нужно с пониманием и терпением относится к первым шалостям малыша, и воспринимать их как начало отделения своего "я" от материнского.
Количество кормлений грудью сохраняется 8 - 12 за сутки, мама продолжает прикладывать ребенка к груди по его требованию.
Пять - шесть месяцев. Малыш присаживается при поддержке за одну руку, а иногда самостоятельно, но во время сидения еще отмечается кифоз позвоночника. Переворачивается со спины на живот. На животе опирается на разогнутые руки, поднимает голову и грудную клетку. Свободно берет игрушки в руки, играет ими. В положении на животе может опираться на одну руку и перемещать все тело с одной руки на другую. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Манипулирует игрушкой, перекладывает ее из руки в руку, следит за упавшей игрушкой, поднимает ее. Различает знакомые лица. Произносит согласные звуки, а иногда и слоги "ба", "па", "ма", "дя". При вертикализации опирается на ноги.
Продолжается кормление по требованию. К этому периоду малыши часто по вечерам чаще требуют грудь, поэтому количество прикладываний за сутки может увеличиться. Ребенок часто отвлекается во время кормления на любые происходящие вокруг события, но это не мешает хорошо развиваться и прибавлять в весе.
В этом возрасте появляется пищевой интерес, малыш с удовольствием пробует разные продукты. Этот период совпадает со временем введения прикорма.
Семь - восемь месяцев. Малыш самостоятельно сидит, самостоятельно садится из положения на спине. При поддержке встает на ноги, с опорой некоторое время может стоять. Встает на четвереньки, делает попытки ползать. При общении с близкими протягивает к ним ручки. Хлопает в ладоши. Хорошо различает знакомые звуки, слушает тиканье часов около уха. Боится незнакомых людей. При появлении новых предметов проявляет интерес. Начинает складывать слоги.
Когда малыш хочет грудь, он начинает сам искать ее под маминой одеждой, может взять ее в ручки и поднести ко рту. Сохраняются кормления по требованию - 8 -12 в сутки. Поведение под грудью становится все более активным. Некоторые дети сами ищут удобную позу для сосания, при этом несколько раз меняя ее в одно кормление, некоторые чувствуют себя уютно в одной позе (например, согнувшись калачиком на маминых коленях).
Активен пищевой интерес, малыш берет со стола заинтересовавшие иго продукты, уже имеет пристрастие к какому - либо блюду.
Девять - десять месяцев. В это время малыш уже ползает, поднимается и становится на ноги, держась за барьер. Стоит при поддержке за одну руку. Садится из положения лежа с помощью одной руки. Подражает движениям взрослых. Умеет брать предметы двумя пальцами. Игрушки собирает в одно место. Прощаясь со взрослыми машет им рукой, говорит "бай-бай". Отдает приоритет определенным игрушкам. Выборочно относится к незнакомым людям. Выполняет простые задания, понимает запрет. Говорит "мама", "папа", "дядя".
Кормление - грудное молоко прикорм. Прикладывания к груди по требованию, не только для еды, но и по самым разным поводам - когда малыш ушибся, испугался и т.д. Малыш активно исследует материнскую грудь - щупает ее, щипает, вынимает изо рта во время кормления и вкладывает обратно.
Одиннадцать - двенадцать месяцев. Ребенок стоит самостоятельно, ходит при поддержке за одну руку. Может самостоятельно сделать несколько шагов, но ходит неустойчиво, часто падает. Приседает, чтобы поднять игрушку с пола. С интересом исследует незнакомый предмет руками и глазами. Влезает и слезает по ступенькам с помощью рук. Знает название многих предметов. Слушает музыку. Стремиться играть с детьми. Выполняет ряд инструкций. Говорит отдельные слова. Ест самостоятельно ложкой. С года переходит на общий стол.
Грудь получает по требованию (8 - 12) раз в сутки. Иногда забывают про нее во время игры и могут заснуть самостоятельно. Ночное кормление сдвигается ближе к утру -в 6 -7 часов.
См также статью "Как не потерять контакт с ребёнком. От младенца до подростка"
Статьи по теме:
Видеоролики о том как правильно делать массаж грудничка, купать и кормить грудью
Первый день новорождённого дома
Рекомендация Ин-та Педиатрии АМН СССР по гимнастике детей от 1,5 до 2 лет
Докучают запоры? - Доктор Знайка советует просмотреть цикл уникальных статей о запорах на сайте, к сожалению у деток часты проблемы с этим
Ежедневный туалет грудничка
Режим дня здорового грудничка
Первые дни общения с грудничком в родильном доме
Массаж грудничка
Почему дети плачут и как им спать
Акне новорождённых
Температура у малыша
Грудное молоко и детская смертность
Лактация у кормящих мам
|